Автор: Дэвин Пратер
Мир цифровых технологий постоянно меняется. Каждый день появляются новые, будоражащие воображение инновации. Однако для людей с инвалидностью радость от нового продукта или функции часто сопровождается ключевым вопросом: «Будет ли это для нас доступно?» Именно он лежит в основе растущего движения — того, что можно назвать совершенством в области цифровой доступности (англ. Accessibility Excellence). Хотя такие активисты как Джонатан Мозен на протяжении многих лет продвигают эту идею по средствам подкастов и правозащитной деятельности, недавний пример провала одной крупной компании вновь привлёк внимание к данной проблеме.
Выход приложения AI Edge Gallery от Google — инструмента, позволяющего использовать модели искусственного интеллекта для таких задач, как описание изображений и расшифровка аудио непосредственно на устройстве, был встречен с энтузиазмом. Однако у слепых и слабовидящих пользователей он быстро сменился разочарованием. Как указано в отчёте об ошибках на GitHub, приложение было выпущено без учёта каких-либо функций доступности, что сделало его полностью непригодным для использования людьми, которые полагаются на работу программ экранного доступа. Этот случай не единичен — он лишь симптом более широкой и системной проблемы отсутствия цифровой доступности в компании, которая, как бы иронично это не звучало, часто заявляет о своей приверженности её принципам.
Речь идёт не о поиске виноватых и не о перекладывании ответственности, а о признании непоследовательности в реализации цифровой доступности, и о требованиях соблюдения более высоких стандартов. Как мы можем ожидать от небольших компаний или независимых разработчиков, что они будут создавать доступные приложения, если даже Google не слышит нас и не воспринимает всерьёз? Это справедливый вопрос, заслуживающий вдумчивого ответа. В данной статье будут рассмотрены конкретные области, в которых усилия Google в сфере доступности не увенчались успехом. Это следует воспринимать не как перечень претензий, а как отправную точку для разговора о том, каким должен быть настоящий идеал в области доступности.
Gemini, история двух платформ
Gemini — ассистент на базе искусственного интеллекта от Google. В приложении поддерживается несколько способов ввода запросов к нему: голосовой, текстовый, возможность отправки изображений, демонстрации экрана или изображения с камеры. Кроме того, ассистент может обрабатывать запросы, связанные с работой с файлами на Google диске.
Основных способов задать вопрос два — голосом или текстом. Для слепых людей, которым нравится разговаривать и у кого нет ни каких проблем с речью, голосовой ввод очевидно удобен. Это естественно и просто. Но что делать тем, кто, к примеру, заикается или предпочитает вводить текст с помощью клавиатуры?
На iOS после ввода текста и последующего нажатия кнопки «Отправить» VoiceOver произносит буквально через мгновение: «Gemini ответил». Это удобно: пользователь может коснуться экрана и сразу услышать ответ. Было бы ещё лучше, если бы VO сразу озвучивал ответ ассистента. Однако в экосистеме Google всё совсем по другому.
Несмотря на то, что Google сама разработала мобильную операционную систему Android, программу экранного доступа TalkBack и данное приложение, при отправке текстового запроса TB ничего не проговаривает. Ответ Gemini не озвучивается. Если пользователь достаточно удачлив или опытен, он может перевести фокус на кнопку «Остановить генерацию ответа» и дождаться, пока он снова переместиться к кнопке микрофона, — но так быть не должно. На iOS этого делать не требуется. Так почему же, уважаемая Google, слепые пользователи должны выбирать Android?
TalkBack отстаёт в развитии
В последнее время программа экранного доступа от Google действительно получила немало улучшений. Она может описывать изображения с помощью Gemini, в ней реализованы возможности подключения к брайлевским дисплеям, показ истории объявлений шрифтом Брайля и другие возможности. Однако в ней до сих пор отсутствует пользовательский словарь произношений для корректного чтения слов, которые программа экранного доступа проговаривает неправильно, нет возможности управлять звуковым откликом TB или даже отдельного звукового эффекта, сигнализирующего о возможности применения какого-либо из действий доступности.
Ещё одна проблема — задержки при навигации смахиваниями. При каждом свайпе TalkBack сначала «должен убедиться», что пользователь не собирается выполнить другой жест (например, смахнуть вправо, а затем вверх или вниз) и только потом программа перемещает фокус и озвучивает следующий/предыдущий элемент. При прокрутке TB становится особенно тормознутым: экран прокручивается медлено, после чего фокус устанавливается на следующем элементе, и он озвучивается программой.
Для людей, использующих исследование касанием и прокрутку вручную, эта ситуация не несёт в себе ничего критичного. Но для тех, кто перемещается по экрану с помощью смахиваний, внешней клавиатуры или дисплея Брайля, интерфейс становится менее отзывчивым, чем должен быть.
Ходят слухи, что Google планирует выпустить Android для ПК. Если это так, компании предстоит пройти ооочень долгий путь, чтобы превратить TalkBack в программу экранного доступа уровня JAWS или NVDA.
Google Play Books — без слёз не почитаешь
Зрячие люди читают электронные книги глазами. Слепые пользователи, как правило, прибегают к программе экранного доступа. При использовании Google Play Books с TalkBack ожидаешь, что книга будет читаться встроенным синтезатором речи. Так оно и есть. Это удобно тем, кому не нужна возможность гибко изменять скорость речи, изучать произношение слов или использовать конкретную версию Google TTS для TalkBack.
Но что делать пользователям дисплеев Брайля? Или тем, кто хочет читать именно с помощью программы экранного доступа (например другой версии TB или Jieshuo)? Сервис Google Play Books действительно улучшился. Ещё несколько месяцев назад невозможно было перейти к содержимому книги с помощью смахиваний. Подобное положение дел подразумевало, что ни один пользователь Брайлевского дисплея не мог читать книгу в родном приложении Google, с программой экранного доступа от Google, пользуясь операционной системой от Google..
Некоторое время назад Play Books и TalkBack получили обновление, и теперь, по крайней мере, можно прочитать хотя бы одну страницу из книги. Однако когда пользователь доходит до конца страницы, её приходится перелистывать вручную. Свайп вперёд не переводит фокус на следующую страницу, как это реализовано почти во всех других доступных приложениях для чтения книг, например в Kindle для Android. Приложение Apple Books прекрасно работает с дисплеями Брайля. И снова тот же самый вопрос: почему пользователи Брайлевских дисплеев должны выбирать Android?
Gmail на Android, навигация внутри цепочек писем
Электронная почта — одна из базовых и важнейших функций смартфона. По ней мы получаем подтверждения, рабочие сообщения, ссылки для смены пароля и др. Часто, особенно по работе, необходимо читать длинные цепочки писем. Поэтому возможность комфортного чтения переписок критически важна. В приложении «Почта» на iOS (при использовании программы экранного доступа VoiceOver для навигации по длинным цепочкам из писем) есть раздел ротора «Сообщения», позволяющий быстро перемещаться между письмами в конкретной цепочке. На Android (при использовании TalkBack в Gmail), который предустановлен на Pixel и других устройствах, пользователь вынужден полностью прочитать текущее письмо, прежде чем перейти к следующему в цепочке. Это утомительно и отнимает много времени, поэтому я никогда не использую Gmail.
Существуют альтернативы, например AquaMail, где можно увеличить количество строк предпросмотра сообщения до, скажем, пяти и надеяться, что TalkBack прочитает всё письмо целиком (оно не будет длиннее пяти строчек). Но так быть не должно. Если встроенное почтовое приложение на iOS справляется с навигацией по цепочкам, Gmail тоже не нужно оставаться в стороне. Так почему же люди должны делать выбор в пользу Android? Непонятно.
Игры на Android, никому ненужный барьер
Игры прошли путь от консолей до компьютеров и далее к смартфонам, а мобильный гейминг стал отдельным жанром. Игры, доступные для пользователей с инвалидностью по зрению, также пришли на мобильные устройства: карточные игры и те, где предполагается бросания кубика, некоторые приключенческие игры и эмуляторы.
Для большинства таких игр требуется использование сенсорного экрана и собственной системы озвучивания интерфейса на базе Unity, например, Dawncaster. Но экраном управляет TalkBack, поскольку он является службой доступности. Что остаётся разработчику? Попросить пользователей отключить программу экранного доступа — другого выхода нет.
Раньше на iOS ситуация была аналогичной. Нужно было отключать VoiceOver тройным нажатием кнопки «Домой». Единственным исключением было приложение GarageBand, где слепые пользователи могли играть на виртуальной миди клавиатуре, не отключая VO. Позже Apple внедрила, а затем и обновила механизмы, позволяющие приложениям временно обходить работу VoiceOver для осуществления прямого ввода. Благодаря этому приложения для работы с музыкой, игры и программы для генерации подписи работают без необходимости отключать программу экранного доступа. Приложение Mortal Kombat, хотя и полностью доступное, является наглядным примером того, что VoiceOver можно использовать для выбора персонажа, а во время боя — обходиться без программы экранного доступа.
TalkBack так не умеет. Если для использования приложения нужно прибегать к прямому касанию, его необходимо отключить. Единственная альтернатива — игровой контроллер и надежда на то, что он поддерживается программой. Для эмуляторов это приемлемо, поскольку они обычно поддерживают контроллеры. Если в эмуляторе есть доступный элемент, за который TalkBack может «зацепиться», то экран игры даже может быть описан программой экранного доступа. Именно поэтому я использую приложение ClassicBoy Pro Emulator. Но тогда вопрос: зачем геймерам нужен Android, кроме как для того, чтобы играть в эмуляторы?
Теги доступности — а о чём это вы?
Для слепых пользователей крайне важно находить приложения, которыми можно пользоваться. В 2022 году в Google Play появились теги доступности. А в 2025 году Apple внедрила в AppStore метки, сообщающие о наличии в программе поддержки функций универсального доступа. В Google Play теги доступности, по-видимому, присваивает команда магазина приложений, и они, очевидно, давно не обновлялись. Например, игра A Blind Legend больше не доступна в Google Play, а тег, связанный с визуальной помощью, не добавлен на страницы приложений по типу PiccyBot и Seeing AI.
В магазине приложений Apple наличие в программе функций универсального доступа указывается её разработчиком. Если указанная информация не соответствует действительности, пользователю с инвалидностью по зрению нужно самостоятельно сообщить об этом в Apple и надеяться, что что-либо будет предпринято. Но, по крайней мере, эти данные актуальнее, чем теги Google. В общем и целом, ни один из вышеуказанных магазинов приложений идеально не справляется с задачей маркировки программ. Подобное положение дел лишь подчёркивает необходимость наличия таких ресурсов, как Accessible Android и AppleVis.
Заключение
Описанные выше проблемы — это не мелкие неудобства. Это серьёзные барьеры, мешающие людям с инвалидностью полноценно участвовать в цифровой жизни. Да, Google действительно сделала ряд позитивных шагов в области цифровой доступности, что видно, например, из материалов о функционале специальных возможностей Pixel. Однако подход к решению проблем цифровой доступности, основанный на «костылях», здесь неприемлем. Мы, как пользователи, не должны радоваться появлению базовых функций/возможностей, которые должны были существовать в продукте с самого начала.
Путь к совершенству в цифровой доступности не прост, но это необходимость. Данная задача требует от технологических компаний задумываться о доступности с самых ранних этапов проектирования и разработки приложения, а не рассматривать её как второстепенное дополнение. Достижение совершенства в области доступности требует готовности слушать сообщество людей с инвалидностью и воспринимать их проблемы всерьёз. Более того, требует от нас, как от сообщества, призывать компании к ответственности и требовать лучшего. Потому что в вопросах доступности «достаточно хорошо» — это недостаточно хорошо. Время медленного и бесцельного топтания на месте прошло. Настало время настоящей конкуренции — гонки к вершине, в которой выигрывает не отдельная компания, а каждый пользователь, в конечном итоге получающий возможность работать, учиться и выполнять повседневные задачи в по-настоящему доступной цифровой среде.
Перевёл Владислав Бондаренко
Источник: accessibleandroid.com
