Перевод подготовил Анатолий Камынин.
Joomla — сравнительно не самая популярная система управления контентом (CMS) в Интернете, но она поддерживает огромную пользовательскую базу — почти 2 миллиона активных пользователей. Другие CMS, такие как WordPress и Squarespace, имеют больше пользователей, но гибкий дизайн Joomla, инфраструктура с открытым исходным кодом и простые инструменты управления контентом позволили этой CMS занять свою нишу.
Если вы строите веб-сайт с помощью конструктора сайтов Joomla, есть хорошие новости: применяя соответствующие расширения, плагины и простой семантический HTML, вы можете создавать доступный контент.
Чтобы выбрать устойчивую стратегию для построения доступного контента, вам необходимо протестировать контент на соответствие Руководству по доступности веб-контента (WCAG). Выполнение рекомендаций WCAG поможет охватить больше посетителей и выполнить требования национальных стандартов и законов, относящихся к доступности информации для лиц с инвалидностью и другими ограничениями жизнедеятельности (например, ГОСТ Р 52872). Вот с чего можно начать.
1. Прежде чем строить сайт на Joomla, разберитесь в основах доступности
Как уже не раз говорилось в других статьях, веб-доступность это не одноразовая акция, а образ мышления. Вам нужно будет относиться к цифровой доступности как к приоритетной цели с первого дня работы над своим сайтом.
Начните с рассмотрения четырёх принципов WCAG: контент должен быть воспринимаемым, работоспособным, понятным и надёжным. Опираясь на эти принципы, вы сможете принимать эффективные проектные решения (и повышать соответствие контента различным требованиям доступности). Возьмите за привычку, приступая к разработке сайта, задавать себе следующие вопросы:
- Опирается ли контент только на один определённый тип сенсорного восприятия? Например, указывает ли внешний вид кнопки (а не её текстовая метка) на ее назначение?
- Могут ли пользователи управлять функционалом сайта с помощью различных технологий? Работают ли элементы сайта только с помощью клавиатуры (без мыши)?
- Могут ли пользователи понять, как перемещаться по сайту и управлять им?
- Работает ли контент на различных типах устройств — смартфонах, настольных компьютерах и других системах?
Задавая эти вопросы и отвечая на них, вы найдёте направления для улучшения доступности. Например, если вы добавляете видео, вам следует убедиться, что у видео есть субтитры и точная расшифровка. Если вы создаёте форму, вам следует проверить её работоспособность с использованием клавиатуры, а затем просмотреть подписи к элементам формы, чтобы убедиться, что они понятны и описательны. Когда вы изначально помните о своих пользователях с ограниченными возможностями, то эти улучшения несложно реализовать, и они не потребуют много дополнительной работы.
2. Начните с доступного макета Joomla
Не стоит полагаться только на макет, чтобы сделать сайт Joomla доступным. Однако гораздо проще создавать инклюзивный контент, если вы начнёте с выбора доступного макета. Такие макеты, как JM Simple, по умолчанию адаптивны, что соответствует важному требованию WCAG. Они также могут включать ссылки для перехода к основному содержимому сайта, а также использовать цветовые схемы по умолчанию, которые соответствуют критериям WCAG для цветового контраста. Выбирая макет, помните, что это выбор может сделать ваш сайт менее (или более) доступным.
3. Проверьте свой сайт на наличие распространенных дефектов доступности
Конструктор сайтов Joomla имеет необходимые функции для создания доступного контента. Чтобы использовать эти функции, вам нужно понять, почему они важны. С этой целью проверьте свой контент на наличие наиболее распространённых дефектов доступности:
- Текст с низкой контрастностью — WCAG требует, чтобы текст и интерактивные элементы управления имели уровень контрастности не ниже минимально установленного. Следование этому требованию приносит пользу людям со слабым зрением и нарушениями цветового зрения (также называемыми дальтонизмом).
- Отсутствует альтернативный текст — изображения, графики и другое нетекстовое содержимое должны иметь альтернативный текст, точно и понятно описывающий нетекстовое содержимое. Это приносит пользу людям, которые не могут воспринимать контент визуально.
- Неточные или повторяющиеся теги
<title>
— каждая страница должна иметь уникальный описательный заголовок. Это приносит пользу широкому кругу пользователей (и может улучшить позицию вашего сайта в поисковых системах). - Отсутствуют подписи к элементам форм и подсказки по их заполнению — подписи к элементам форм важны для людей, использующих программы экранного доступа и другие вспомогательные технологии.
- Отсутствуют субтитры и расшифровки — все мультимедиа должны быть доступны для пользователей с нарушениями слуха и зрения. Предоставляя субтитры и стенограммы, вы можете привлечь этих пользователей и предоставить всем посетителям больше возможностей для взаимодействия с вашим контентом.
Проверив свой контент вручную, рассмотрите возможность использования автоматизированных инструментов для поиска других потенциальных дефектов доступности. Например, этот бесплатный онлайн инструмент (требует ввода email и телефона — прим. переводчика), который предоставляет сводный отчёт соответствия требованиям веб-доступности для указанного сайта. Однако помните, что ни один автоматизированный тест не может гарантировать полное соответствие WCAG.
4. Используйте расширения Joomla для улучшения доступности, но не полагайтесь только на расширения
Каталог расширений Joomla включает в себя множество плагинов доступности, и многие из них весьма полезны для выявления и устранения наиболее распространённых дефектов. Однако некоторые проблемы доступности требуют оценки со стороны человека. Автоматическое расширение может определить, есть ли у изображений альтернативный текст, но не может определить, является ли этот альтернативный текст понятным и достаточным (по крайней мере, пока, но постепенно искусственный интеллект становится мощным инструментом для проверки доступности и в будущем ситуация может измениться).
Выбирая расширение, задавайте вопросы:
- Гарантирует ли расширение соответствие WCAG? Если да, то, вероятно, это не так надёжно, как рекламируется.
- Основано ли работа расширения на рекомендациях WCAG?
- Если да, то какая версия WCAG используется? Лучше всего следовать последней версии руководства (в настоящее время это WCAG 2.1, а выпуск WCAG 2.2 ожидается в ближайшие несколько месяцев).
- Предоставляет ли расширение функциональность, которая уже доступна пользователям? Например, некоторое расширение выполняет озвучку экрана синтезатором речи, но у большинства пользователей с нарушениями зрения уже установлены программы экранного доступа, которые поддерживают озвучивание при помощи синтезатора речи, поэтому эта функция может оказаться бесполезной.
Убедитесь, что вы понимаете все функции и ограничения каждого используемого расширения. Не стоит полагать, что один плагин сделает ваш сайт совместимым с требованиями WCAG, национальных стандартов или законов — вам понадобится долгосрочная и всесторонняя стратегия тестирования доступности.
Цифровая доступность приносит пользу всем пользователям
Делая доступность одним из своих приоритетов, вы вносите свой вклад в расширение инклюзивной онлайн-среды. Вы также делаете свой контент более предсказуемым и полезным для каждого пользователя, независимо от его способностей. Например, наличие альтернативного текста приносит пользу пользователям с нарушениями зрения, но также помогает людям понимать контент, когда ваши изображения не загружаются из-за ненадёжного интернет-соединения. Соблюдение требований WCAG к цветовому контрасту может улучшить читаемость для дальтоников, но также приносит пользу всем, кто получает доступ к вашему сайту при ярком окружающем освещении. И хотя доступность требует некоторой дополнительной работы, она того стоит. WCAG предоставляет основу для тестирования сайта — и независимо от того, используете ли вы Joomla, WordPress или иную CMS, лучшие практики доступности помогут вам создавать привлекательный контент.
Источник: Building an Accessible Website with Joomla: 4 Tips