6 основных сложностей незрячих тестировщиков при тестировании доступности веб-ресурсов

Перевод подготовила Ольга Кудрявцева.

В сфере цифровой доступности команда специалистов по доступности включает в себя людей с нарушениями зрения, которые сами являются воплощением духа цифровой доступности. Подобные специалисты также служат своеобразным внутренним тренажером для команд, занимающихся тестированием и корректировкой веб-доступности.

В отличие от большинства пользователей незрячие специалисты по доступности не могут перестать пользоваться сайтом или приложением, когда они сталкиваются со сложностями. Их работа заключается в том, чтобы найти обходные пути и тщательно зафиксировать мельчайшие детали каждой возникшей проблемы, связанной с доступностью. Что можно сделать, когда они сталкиваются с подобными ситуациями? Имея немного терпения, можно обойти эту проблему, чтобы выяснить причину ее возникновения. Но в некоторых случаях придется обратиться к зрячему коллеге за помощью.

Ниже перечислены 6 часто встречающихся сложностей, с которыми сталкиваются незрячие тестировщики, и описаны варианты, как можно с ними справиться.

1. Некорректное управление фокусом ввода

Контроль за фокусом ввода гарантирует незрячим пользователям хороший пользовательский опыт. Когда они перемещаются по странице, они всегда знают, где находятся. Основной момент – ничто не должно влиять на фокус. Например, пользователь нажимает на ссылку или кнопку, и неожиданно появляется всплывающее окно. Если на странице не будет указано, что произошло подобное изменение, незрячий пользователь будет думать, что ничего не изменилось – он будет думать, что находится на первоначальной странице, а на самом деле фокус переместился со страницы на всплывающее окно. Так как незрячий тестировщик не знает об этом, подобная ситуация может привести к путанице.

Когда случается подобная ситуация с некорректным фокусом, незрячим тестировщикам придется перепроверить весь контент, размещенный на странице. В процессе такой проверки они обращают внимание на то, появляется ли что-то новое на странице. Более простой вариант – обратиться за помощью к зрячему коллеге, что показывает, что данная ситуация относится к числу важных проблем с доступностью.

2. Интерактивные элементы не обозначены как интерактивные

Интерактивные элементы (такие, как, например, ссылки или кнопки) крайне важны для выполнения определенных действий. Если элементы не обозначены интерактивными, это может запутать пользователей. Также они могут пропустить важные элементы управления для завершения действия.

Для выявления данной проблемы тестировщику необходимо проверить весь контент на странице и определить, что является интерактивным. Это можно сделать через активацию каждого интерактивного элемента на странице или путем проверки предположений, какие ярлыки на странице могут привести к определенным действиям.

3. Элемент не обозначается как выбранный

Еще одной жизненно важной составляющей цифровой доступности является обозначение элемента выбранным в тот самый момент, когда он выбран. Например, ссылки обозначаются как текущая, а кнопки – как выбранная или нажатая.

Это особенно полезно, когда необходимо заполнить формы с множественным выбором, используя серию различных операций. Идеально – когда пользователь понимает, какую именно операцию он сейчас выполняет и на каком этапе находится. Также это может быть важно для разделения на страницы.

Если программа экранного доступа не обозначает статус элемента, необходимо несколько раз изучить контент на странице и зафиксировать любые изменения – это поможет определить, происходит ли действие или страница обновляется.

4. Доступность подменю с помощью курсора мыши

Это одна из самых больших сложностей для программ экранного доступа, обычно ее можно встретить в навигационных меню. Когда активируется пункт меню, который содержит подменю, программа экранного доступа создает ошибочное впечатление, будто ничего не произошло. Навигация с клавиатуры не может раскрыть список подменю, так как он предназначен для работы с курсором мыши.

К сожалению, у данного препятствия нет никаких обходных вариантов в ходе тестирования. Единственное, что можно сделать – это обратиться за помощью к зрячим коллегам и зафиксировать данную ситуацию как одну из главных сложностей.

5. Визуальные иконки без альтернативного текста

Общепринятые иконки – такие, как мусорная корзина или бак, – могут обозначать удаление элементов. Похожим образом, три линии или 3 точки используются для обозначения элемента управления «Больше»: когда ты нажимаешь на них – открывается больше опций или подменю. Есть иконка «Шестеренка», обозначающая Настройки.

Также, как и изображения, подобные иконки должны иметь альтернативный текст – тогда программа экранного доступа сможет сказать, за что отвечает данная иконка. Для зрячих людей поиск и понимание назначения таких иконок не представляет трудностей и не требует усилий, однако для незрячих пользователей это совершенно другая история в случае, если у иконок отсутствует альтернативное текстовое описание.

Человек, использующий программу экранного доступа, сразу же перестанет просматривать страницу или передвигаться по ней, если он не может определить, где находятся элементы управления. Однако незрячим тестировщикам в ходе оценки цифровой доступности придется обращаться к зрячим коллегам за помощью в описанном выше случае.

6. Визуальные презентации без текстового описания

Как описывалось в предыдущем пункте, диаграммы и графики должны иметь текстовые описания. Они отличаются от альтернативного текста, используемого для описания картинок или иконок.

В случае, если инфографика, диаграммы или графики не имеют текстовых описаний, единственный выход – просить помощи у зрячих людей.

Другие сложные случаи

А как насчет таких ситуаций, как: цветовой контраст в картинках и тексте, удобочитаемость шрифта (размер, цвет, стиль и т.п.), визуальное наведение, увеличение страницы сайта и тому подобные задачи, которые не могут определить автоматизированные тесты? Могут незрячие тестировщики проверить эти ситуации?

«Мой короткий ответ – нет, – говорит Сэм Праулкс из Fable (организация, занимающаяся тестированием цифровой доступности, к тестам привлекают людей с разной инвалидностью). – Если вы не можете прочувствовать определенный критерий, вы не сможете его протестировать. Можно использовать автоматизированные тесты, но тогда это не будет являться пользовательским тестированием – это просто написание отчета на основе автоматических результатов. Поэтому Fable в основу своей работы ставит тестирование каждого продукта с привлечением тестировщиков, которые пользуются различными ассистивными технологиями, и сами являются инвалидами разных нозологий.»

Нет одного-единственного правильного решения на пути к достижению цифровой доступности и инклюзии. Пользователям необходимо разнообразие. Именно поэтому так важна роль незрячего специалиста по доступности – он может отметить и поймать некоторые из важнейших проблем, связанных с веб-доступностью.

Работа незрячим тестировщиком доступности требует терпения, но это еще и очень благодарная работа: они помогают обычным пользователям не столкнуться со сложностями и помогают создать более качественный пользовательский опыт.

 

Автор статьи: Meryl Evans

Источник: What Are the Top 6 Problem Spots for Blind Testers in Accessibility Testing?

Поделиться