Как оценить, насколько успешны ваши усилия по обеспечению доступности контента?

Введение

Специалисты в области контента, коммуникаций и маркетинга могут оценивать успех в обеспечении доступности не только с точки зрения соответствия техническим требованиям. В этом материале вы узнаете о семи ключевых областях измерения доступности, а также о реальных показателях, с помощью которых можно оценить эффект проведённой работы. Кроме того, подобные показатели являются своего рода движущей силой при непрерывной работе в области обеспечения цифровой доступности. Вы можете спросить: «как мы узнаем, что наши усилия по обеспечению доступности действительно эффективны?»

Справедливый вопрос. Вы заручились поддержкой руководства, выработали привычку создавать более доступный контент на ежедневной основе. Но без оценки эффективности трудно поддерживать динамику или оправдывать постоянные инвестиции в инициативы по обеспечению цифровой доступности. Как говорится, успех порождает успех.

Предлагаем рассмотреть практические способы, с помощью которых специалисты в области создания контента, коммуникаций и маркетинга могут оценить успешность своих усилий по обеспечению доступности.

Почему важно измерять влияние доступности на пользователей

Измерение доступности — не просто фактор вашей приверженности определённым ценностям. Оно служит для достижения нескольких важных целей:

  1. Подтверждение эффективности. Необходимо убедиться в том, чтобы ваши усилия действительно улучшали пользовательский опыт людей с инвалидностью
  2. Управление процессами, способствующих улучшениям. Для этого нужно определить, какие методы оказывают наибольший эффект
  3. Поддержание динамики. Организация циклов обратной связи, которые будут способствовать укреплению положительных привычек
  4. Обеспечение ресурсов. Предоставлять доказательства, оправдывающие непрерывные инвестиции
  5. Оценивать прогресс по достоинству. Для поддержание мотивации нужно Умение признавать ваши достижения

Если говорить о традиционных параметрах оценки доступности, то они довольно сильно заточены только лишь под соответствие техническим требованиям. Хотя это несомненно важно, но при таком подходе не возможно наблюдать полную картину, особенно, если это касается создателей контента и маркетологов, чья работа выходит за рамки написания кода.

Семь ключевых областей для оценки успеха в области обеспечения цифровой доступности.

1. Доступность контента и соответствие различным требованиям

Для любой инициативы по обеспечению доступности необходимо соблюдение базового уровня соответствия:

  • Проведение аудита доступности по WCAG. Регулярно проводите оценку своего контента на предмет соответствия руководству по доступности веб-контента (WCAG 2.1 или 2.2) на соответствие трём уровням (A, AA и AAA)
  • Альтернативный текст, субтитры и транскрипты. Отслеживайте наличие информативного альтернативного текста к изображениям, а также точных субтитров и текстов транскриптов для видео
  • Показатели удобочитаемости. Измеряйте понятность контента, например, с помощью таких инструментов, как Hemingway Editor или тестов на удобочитаемость по формуле Флеша-Кинкейда

Реальные показатели:

  • Процент просмотренной выборки изображений с подходящим альтернативным текстом.
  • Процент просмотренной выборки видеороликов с точными субтитрами и транскриптами.
  • Показатели удобочитаемости для различных типов контента.
  • Надлежащим образом сделанная структура заголовков в документах и веб-контенте.

Пример: команда отдела маркетинга могла бы организовать ежеквартальный аудит контента на доступность, проверяя соответствие всех материалов кампании стандартам WCAG (версии 2.2, уровня AA) перед их публикацией. А кроме того, отслеживая улучшения по сравнению с первоначальным уровнем соответствия требованиям, который составлял 40%.

2. Охват как можно большей аудитории

Вместо того, чтобы ориентироваться исключительно на цифры, измерьте, насколько хорошо, за счёт разных форматов, ваш контент достигает различных групп населения.

  • Коммуникация через разные каналы. Оцените, доступны ли важные сообщения в различных форматах (видео, изображения, аудио и текст)
  • Разнообразие форматов. Оцените количество форматов, в которых доступен ваш материал и что одна и та же информация доступна в разных форматах. Например, в виде HTML-документов, PDF-материалов и документов Word, доступных для программ экранного доступа. Не стоит забывать и о публикации контента в виде текста, лёгкого для восприятия при чтении, а также снабжать материалы тифлокомментарием и переводом на жестовый язык
  • Разнообразие каналов распространения. Следите за тем, размещается ли ваш контент через каналы, которые охватывают различные сообщества людей с инвалидностью

Реальные показатели:

  • Количество альтернативных форматов, в которых публикуется ключевой контент: видео, изображения, текст, аудио.
  • Предоставление важной информации, адаптированной под различные уровни. восприятия. Например, версия, написанная языком, лёгким для понимания.
  • Обеспечение видеоконтента аудиодескрипцией и сурдопереводом.
  • Наличие контента на различных платформах, доступных для вспомогательных технологий.

Пример: правительственная команда по связям с общественностью обеспечивает доступность кампании в области общественного здравоохранения путём размещения информации в нескольких форматах: стандартный текст, адаптированные для большей удобочитаемости версии с наглядными иллюстрациями, аудиозаписи и видео с субтитрами. Сотрудники отслеживают, насколько все основные сообщения и материалы этой кампании доступны в разных форматах.

3. Обратная связь от пользователей и инклюзивность

Благодаря обратной связи от пользователей, особенно с инвалидностью, можно получить бесценную информацию.

  • Чтобы понять, существуют ли проблемы с доступностью, собирайте обратную связь от людей с инвалидностью. Проводите опросы или просите их давать обратную связь напрямую
  • Работа службы поддержки и жалобы клиентов. Отслеживайте количество жалоб, связанных с доступностью, и время их рассмотрения
  • Каналы обратной связи по вопросам доступности. Убедитесь, что у пользователей есть конкретные пути для того, чтобы оставить отзывы о цифровой доступности вашего контента

Реальные показатели:

  • Количество и характер отзывов, связанных с доступностью.
  • Время реагирования и разрешения жалоб на доступность.
  • Качество и количество отзывов, получаемых по каналам обратной связи о доступности.
  • Показатели удовлетворенности пользователей из разных сегментов аудитории.

Пример: Команда, занимающаяся коммуникациями в компании, может организовать каналы обратной связи по цифровой доступности и, с течением времени, отслеживать объем, характер полученных отзывов и результативность решения проблем.

4. Реализация доступности при ведении кампаний

Сосредоточьтесь на оценке того, насколько тщательно и качественно реализованы разные аспекты цифровой доступности.

  • Внедрение доступности. Отслеживайте последовательную реализацию разных элементов цифровой доступности во всех материалах и элементах кампании
  • Заполнение чек-листов доступности кампаний. Оцените процент выполнения требований доступности для каждой кампании
  • Скорость предоставления услуг. Оцените, насколько оперативно и эффективно ваша команда реагирует на запросы реализации доступности или на отзывы об её качестве

Реальные показатели:

  • Процент полностью доступных материалов кампании.
  • Последовательная реализация цифровой доступности через различные каналы.
  • Время реагирования на запросы о предоставлении материалов, доступных для всех без исключения пользователей.
  • Полнота информации о доступности, содержащейся в материалах кампании.

Пример: Команда маркетологов одного университета разработала кампанию, для привлечения абитуриентов с различными образовательными потребностями. Члены команды составили обширный контрольный список требований доступности, охватывающий всё: веб-платформы, социальные сети, печатные материалы, мероприятия, а также элементы дизайна: цветовой контраст, альтернативный текст, субтитры, наличие информации, написанной простым языком. Во время проведения своей первой кампании, которая была полностью доступна для абитуриентов с особыми образовательными потребностями, команда смогла документально подтвердить 100%-ное выполнение пунктов чек-листа по доступности всех её материалов, что привело к положительным отзывам от групп студентов с инвалидностью, которые отметили, что это было впервые, когда они почувствовали себя действительно вовлеченными в процесс приёмной кампании.

5. Репутация бренда и инклюзивность

Меры, предпринимаемые по обеспечению доступности, могут значительно улучшить восприятие бренда в глазах общества.

  • Анализ настроений в отношении бренда. Отслеживайте общественное восприятие компании с помощью инструментов мониторинга социальных сетей, упоминаний в СМИ, связанных с цифровой доступностью.
  • Влияние корпоративной социальной ответственности (КСО). Оцените, как доступность способствует достижению целей политики DEI (разнообразия, равенства и инклюзии).
  • Награды и признания. Обращайте внимание на то, как вас оценивают со стороны. Например, по наличию сертификатов в области обеспечения доступности, разного рода партнёрствам и отраслевым наградам.

Реальные показатели:

  • Анализ настроений через упоминания о доступности в социальных сетях
  • Освещение инициатив в области доступности в СМИ
  • Признание со стороны организаций, занимающихся защитой прав людей с инвалидностью
  • Прогресс в достижении обозначенных целей DEI

Пример: После запуска кампании по распространению информации, доступной каждому пользователю, департамент правительства по связям с общественностью может отслеживать улучшение общественного восприятия с помощью анализа настроений.

6. Показатели произведённых затрат и эффективности при создании контента

То, что ваш контент доступен, может со временем повысить эффективность при его создании и адаптации, а также сократить расходы с течением времени.

  • Сокращение затрат на исправление дефектов доступности. Сравните затраты на устранение проблем цифровой доступности после публикации контента и на её внедрение с самого начала
  • Эффективность рабочих процессов. Посмотрите, приводят ли обучение и лучшие практики по обеспечению цифровой доступности к ускорению процесса создания контента и меньшему количеству вносимых правок в области доступности

Реальные показатели:

  • Время, затрачиваемое на внедрение доступности в уже готовый продукт, по сравнению с тем, если бы доступность реализовывалась с момента его создания.
  • Сравнение затрат на проактивный и реактивный подходы к обеспечению доступности.
  • Изменения в сроках создания контента по мере интеграции цифровой доступности.

Пример: Команда создателей контента может подсчитать, что решение проблем доступности с самого начала проекта сокращает общее время разработки на 20% по сравнению с внесением последующих исправлений в этой области уже после того, как проект был начат.

7. Соблюдение требований и внутреннее обучение

Для постоянного улучшения крайне необходима оценка возможностей вашей команды в области обеспечения доступности.

  • Участие в обучении и отслеживание того, насколько команда придерживается определённой политики. Отслеживайте количество членов команды, проходящих обучение по обеспечению доступности.
  • Внедрение принципов доступности в рабочие процессы, связанные с созданием контента. Убедитесь, что доступность принимается во внимание на всех этапах работы: от календарей по работе с контентом, до процессов оформления системной и программной документации и его публикации.

Реальные показатели:

  • Процент членов команды, прошедших обучение по обеспечению доступности
  • Показатели усвояемости материалов, которые можно измерить с помощью тестов после обучения
  • Последовательность использования контрольного списка требований к доступности в рабочих процессах
  • Наличие требований, предъявляемых к доступности, в брифах и документах по планированию.

Пример: Отдел маркетинга может отследить, что после прохождения программы обучения по обеспечению доступности 100% членов команды последовательно применяют в своей работе лучшие практики в этой области.

Внедрение практических методов оценки

Для начала измерения эффективности ваших усилий вам не нужны сложные системы. Вот доступные инструменты для команд с любым по численности штатом сотрудников:

Проверки вручную и выборка:

  • Создавайте упрощенные контрольные списки цифровой доступности, соответствующие типам контента, который вы публикуете
  • Регулярно проверяйте репрезентативную выборку контента на соответствие данным контрольным спискам
  • С течением времени, отслеживайте процент элементов, соответствующих каждому критерию успешного применения

Автоматизированные инструменты проверки доступности:

  • Для регулярных проверок Используйте средства проверки доступности, например, Monsido или Siteimprove,
  • Применяйте анализаторы цветового контраста и инструменты для улучшения читаемости
  • Отслеживайте количество и типы проблем доступности, выявляемых с течением времени

Механизмы обратной связи:

  • Добавьте в существующие анкеты обратной связи  вопросы, касающиеся цифровой доступности,
  • Создайте каналы для обратной связи по вопросам доступности
  • Сотрудничайте с организациями, занимающимися защитой прав людей с инвалидностью, для того, чтобы получать отзывы о доступности от экспертов

Опросы и анализ отзывов пользователей:

  • Ищите закономерности в отзывах, связанных с доступностью

Создание эффективных циклов обратной связи

Чтобы ваша система оценки усилий действительно хорошо работала, создайте циклы обратной связи, благодаря которым позитивные привычки будут укореняться.

  1. Сделайте показатели наглядными. Создайте простые информационные панели, на которых будет отражаться прогресс в области обеспечения доступности
  2. Отмечайте улучшения. Оценивайте по достоинству членов команды, а также важные достижения.
  3. Совершенствуйте процессы. Используйте результаты проведённых исследований, чтобы определить потребности в обучении сотрудников и улучшить существующие процессы.
  4. Демонстрируйте, как ваша работа влияет на людей. Делитесь историями из жизни и примерами того, какое влияние ваш труд оказывает на реальных пользователей.
  5. Делайте регулярные отчёты. Внедрите показатели доступности во внутренние отчеты по маркетингу и коммуникациям.

Начало работы, ваш план действий по измерению эффективности усилий

Готовы приступить к измерению влияния доступности на вашу деятельность? Вот простой план действий:

  1. На этой неделе, определите, какая из семи областей, о которых говорилось выше, больше всего соответствует текущим целям вашей команды и выберите 2-3 подходящих показателя.
  2. На следующей неделе, определите вашу точку отсчёта путём анализа выборки последних материалов или кампаний в соответствии с выбранными показателями.
  3. В течение месяца, создайте простую систему отслеживания и начните регулярные измерения, ориентируясь как на быстрые результаты, так и на долгосрочные тенденции.
  4. Через три месяца, проанализируйте первоначальные выводы, отметьте прогресс и на основе полученных данных усовершенствуйте свой подход к оценке.
  5. Кроме того, привязывайте показатели доступности к результатам бизнеса, таким как повышение вовлечённости и лучшее восприятие бренда.

Заключение

При правильном подходе оценка успеха ваших усилий по созданию доступного контента не только возлагает ответственность на команду, но и повышает мотивацию. Понимание того, насколько ощутимо ваша работа влияет на клиентов и пользователей, а также на результаты бизнеса, которые она приносит, превращает доступность в стратегическое преимущество.

Перевёл Владислав Бондаренко

Источник: digitalaccesstraining.com

Поделиться