Большинство экспертов в области цифровой доступности в США знакомы с перечнем широких требований в рамках Закона об американцах с инвалидностью (англ. Americans with disabilities act, ADA). В конце концов, он существует уже более 30 лет (данный закон был утвержден в 1990 году).
Однако важно понимать, что ADA — это «живой» закон, который продолжает изменяться и эволюционировать. Буквально в прошлом году Министерство юстиции США обновило второй раздел закона, чтобы «обеспечить доступность веб-контента и мобильных приложений для пользователей с инвалидностью». Теперь, согласно разделу 2 закона об американцах с инвалидностью, правительства всех штатов и органы местного самоуправления, а также, привлекаемые ими подрядчики и поставщики программного обеспечения, должны соблюдать стандарты руководства по обеспечению доступности веб-контента (англ. Web content accessibility guidelines, WCAG) 2.1, уровней А и 2А.
Несмотря на то, что данное нововведение знаменует собой огромный шаг вперед на пути к равенству в мире цифрового контента, оно также вызвало некоторую путаницу. Клиенты задают вопросы о сферах применения второго раздела ADA экспертам в области цифровой доступности, и на эти вопросы хотелось бы получить ответы. В этом материале будут даны разъяснения некоторых из наиболее распространенных вопросов.
Ответы на 20 наиболее часто задаваемых вопросов про второй раздел ADA
1. Каковы рамки новых требований второго раздела закона об американцах с инвалидностью?
Согласно новым требованиям, все доступные избирателям и широкой общественности веб-сайты и мобильные приложения правительств штатов и органов местного самоуправления должны быть доступны для пользователей с инвалидностью. Это касается любых онлайн-сервисов, информации или мероприятий, доступных общественности. Например, веб-сайты государственных школ, библиотек, информация о голосовании и медицинские услуги.
Одним из важных отличий от предыдущей редакции раздела является то, что данные правила также распространяются на любых сторонних поставщиков, с которыми работают правительства для предоставления онлайн-сервисов.
2. Применяются ли новые требования второго раздела ADA к внутренним системам, используемым только сотрудниками органов власти штатов и местного самоуправления?
Нет, новые правила применяются только к веб-сайтам и мобильным приложениям, к которым власти штатов и местные власти предоставляют доступ общественности, избирателям и пользователям. Внутренние системы, подобные тем, которые используются только работниками правительственных органов, не подпадают под действие новых правил второго раздела ADA.
Однако, в соответствии с первым разделом закона об американцах с инвалидностью, работодатели в сфере органов управления по-прежнему несут ответственность за внесение необходимых изменений для сотрудников с инвалидностью. Это означает корректировку работы внутренних систем или инструментов, если подобное необходимо сотрудникам для выполнения их работы (даже если эти системы напрямую не подпадают под действие раздела 2 ADA). Примером может служить внутренняя сеть местного органа власти или такого органа на уровне штата.
3. Существуют ли какие-либо требования к доступности внутренних инструментов, используемых сотрудниками, если организация получает финансирование на федеральном уровне?
Да, но не исходя из требований второго раздела ADA.
Согласно разделу 504 закона о реабилитации людей с инвалидностью, любая организация, получающая федеральное финансирование, должна обеспечить доступность своих программ и инструментов для сотрудников с инвалидностью. Это значит, что внутренние инструменты, такие как веб-сайты для работников, обучающие порталы и другие онлайн-ресурсы, должны быть доступны всем, включая пользователей программ экранного доступа и других вспомогательных технологий.
4. Применимы ли нормы второго раздела закона об американцах с ограниченными возможностями к корпоративным информационным системам (КИС) органов федеральной власти или они касаются только КИС, используемых правительственными органами штатов и органами местного самоуправления?
Нет, не применимы. Нормы второго раздела ADA применяются только к корпоративным информационным системам органов власти на уровне штатов и местного самоуправления.
Федеральные органы власти должны следовать другим правилам, а именно нормам, прописанным в разделе 508 Закона о реабилитации. В нем указано, что органы федеральной власти должны обеспечить доступность КИС для работников с инвалидностью.
Хотя оба свода правил направлены на улучшение доступности, действие второго раздела ADA распространяется на органы местного самоуправления и правительственные органы штатов, а раздел 508 предназначен специально для органов федеральной власти.
5. Распространяется ли действие второго раздела закона об американцах с инвалидностью на музеи, находящиеся в юрисдикции штатов и музеи местного назначения?
Да, его действие распространяется на обе категории музеев. Раздел 2 требует, чтобы органы власти штатов, а также органы местного самоуправления обеспечивали людям с инвалидностью равный доступ ко всем программам, услугам и мероприятиям, которые предлагаются в данных учреждениях культуры. Сюда входят музеи, финансируемые за счет средств бюджета конкретного штата, которые по закону считаются бюджетными учреждениями. Они прямо упоминаются во втором разделе ADA.
6. Когда в разделе 2 закона об американцах с инвалидностью упоминаются «штаты», имеются ли в виду только штаты США или закон также относится к территориям соединенных штатов?
Ответ см. в первоисточнике.
7. Применяются ли новые требования в случае, если у частного лица есть персональный веб-сайт, на котором он не реализует прямые продажи?
Нет, нововведения второго раздела ADA не распространяются на личные веб-сайты, принадлежащие частным лицам, особенно, если они не осуществляют прямые продажи и не оказывают услуги по обслуживанию населения. Раздел 2 применим только к веб-сайтам и мобильным приложениям, управляемым правительствами штатов и органами местного самоуправления. Персональные веб-сайты, блоги или сайты, посвященные хобби и где не предлагаются государственные услуги в рамках штата или не происходит реализация товаров, не должны соответствовать новым стандартам доступности.
8. Зависят ли сроки соблюдения требований второго раздела ADA от численности населения города, округа или штата, которые обслуживает организация?
Да, Министерство юстиции США установило предельные сроки выполнения новых требований закона об американцах с инвалидностью, исходя из численности населения территории, обслуживаемой государственным учреждением.
По определению, «штат» означает каждый из 50 штатов США. К ним также относятся: округ Колумбия, Пуэрто-Рико, Гуам, Американское Самоа, Виргинские острова, территория некоторых островов в Тихом океане и Северные Марианские острова. К органам местного самоуправления относятся окружные, городские органы, а также органы власти муниципальных образований.
- Для организаций, обслуживающих 50 000 и более человек, соблюдение требований необходимо осуществить до 24 апреля 2026 года (через два года после публикации данных правил).
- Для организаций, обслуживающих менее 50 000 человек, соблюдение требований второго раздела ADA необходимо осуществить до 26 апреля 2027 года (через три года после публикации).
- Для органов местного самоуправления особых округов соблюдение новых требований также необходимо осуществить до 26 апреля 2027 года.
9. В случае с университетами или школьными округами, зависит ли срок выполнения требований от численности обучающихся или численности населения района обслуживания?
Крайний срок выполнения требований для государственных университетов или школьных округов зависит от численности населения территории, которую они обслуживают, а не от количества обучающихся. Например, если школьный округ обслуживает территорию с численностью 50 000 или более человек, крайний срок выполнения требований второго раздела ADA будет раньше, чем для районов с населением менее 50 000 человек.
Хотя новые требования и крайний срок их реализации не распространяются на частные университеты и школьные округа, третий раздел ADA по-прежнему обязывает подобные частные организации делать свои цифровые услуги доступными для обучающихся, родителей и опекунов.
10. Есть ли какая-либо рекомендуемая редакция WCAG на которую нужно опираться, чтобы соответствовать требованиям второго раздела закона об американцах с инвалидностью? Может ли измениться рекомендуемый стандарт в будущем?
Чтобы соответствовать требованиям второго раздела ADA, необходимо соблюдать требования WCAG 2.1, уровней А и 2А. Данный стандарт содержит рекомендации по обеспечению доступности веб-сайтов и приложений для пользователей с инвалидностью. Поскольку стандарты обеспечения доступности развиваются, министерство юстиции может в будущем внести изменения в эту норму, чтобы она соответствовала новым версиям WCAG, например, версии 2.2.
11. Существуют ли какие-либо исключения из правил, прописанных в обновленном разделе ADA и где можно найти такой список?
Есть 5 следующих исключений:
- Архивированный веб-контент
- Электронные документы, опубликованные на сайтах до вступления закона в силу
- Контент, размещенный третьей стороной, если третья сторона не публикует его в рамках договора, по лицензии и в рамках других договоренностей с правительством штата или органами местного самоуправления
- Индивидуализированные документы, защищенные паролем
- Посты, опубликованные в социальных сетях до вступления закона в силу
Подробнее об этих исключениях можно прочитать по ссылке.
12. Если юрист от имени своего клиента загружает юридические документы на онлайн-портал правительства штата или органа местного самоуправления, должны ли такие документы быть доступны?
Это зависит от того, является ли юрист независимым (не связанным с правительством штата или органами местного самоуправления лицом), а также от того, выступает ли в качестве клиента юриста бюджетное учреждение.
- Если юрист — сотрудник правительства штата или органа местного самоуправления, он обязан загрузить доступные юридические документы.
- Если юрист — независимое лицо (то есть не является сотрудником органа власти штата или местного органа власти) и подает документы от имени своего клиента (частного лица), ему не нужно выполнять это требование.
- Если юрист является независимым лицом, но был нанят правительством штата или органом местного самоуправления и представляет их интересы, он обязан предоставить доступные юридические документы.
13. Как новые требования раздела №2 закона об американцах с инвалидностью повлияют на визуальное оформление веб-сайтов, принадлежащих правительствам штатов и органам местного самоуправления, а также туристических кампаний и социальных сетей?
Согласно данному разделу, весь визуальный и мультимедийный контент, размещаемый на цифровых платформах правительственных органов штатов и органов местного самоуправления должен быть доступен для людей с инвалидностью. Это касается веб-сайтов, туристических кампаний и социальных сетей. Соблюдение данных требований означает, что подобный контент должен будет соответствовать стандартам WCAG 2.1, уровней А и 2А.
Существуют некоторые исключения, о которых говорилось выше.
14. Как правительства штатов и органы местного самоуправления могут обеспечить доступность контента, находящегося в открытом доступе, а также документов, которые загружаются пользователями и могут быть в недоступных форматах?
Требования различаются в зависимости от того, кто является пользователем. Контент должен быть доступен, если лицо, загружающее и размещающее общедоступный контент на веб-сайте правительственного органа штата или органа местного самоуправления:
- сотрудник правительственного органа штата или органа местного самоуправления
- кто-либо, размещающий контент в соответствии с договорными или лицензионными обязательствами перед правительством штата или органом местного самоуправления
Если гражданин размещает материалы как частное лицо и делает это не в рамках исполнения обязательств по работе, контракту или лицензионному соглашению с правительственными органами штатов или органами местной власти, то контент не обязательно должен быть доступным. В качестве примеров могут служить комментарии на форуме правительства штата или случаи, когда представитель общественности загружает документ на сайт органа власти, чтобы лично подать обращение, получить доступ к услугам, принять участие в программах или мероприятиях органов местного самоуправления. (Примечание: если что-либо, загруженное гражданином, становится доступным для других избирателей и они могут обращаться к контенту, получать доступ к услугам или принимать участие в программах и мероприятиях органов местного самоуправления, то контент должен быть доступен для всех без исключения пользователей).
15. Должны ли PDF-файлы или отсканированные документы быть доступными, если они размещены на веб-сайте правительственного органа штата или органа местного самоуправления, и есть ли исключения?
PDF-файлы и отсканированные документы, размещенные на общедоступном веб-сайте правительственного органа штата или органа местного самоуправления, должны быть доступны, если они соответствуют любому из следующих требований:
- Они были опубликованы в дату, с которой ваша организация должна начать соблюдать новые требования второго раздела ADA или после этой даты
- Они были отредактированы до или после даты, когда ваша организация должна была начать выполнять требования второго раздела закона об американцах с инвалидностью.
- В настоящее время к этим документам можно обратиться, получить с их помощью доступ к услугам или использовать, чтобы участвовать в программах и мероприятиях органов власти штата или местных органов самоуправления.
Существуют некоторые исключения. PDF-файлы и отсканированные документы не должны быть доступны, если они соответствуют всем перечисленным ниже требованиям:
- Они были опубликованы до срока, после которого ваша организация должна следовать требованиям второго раздела ADA.
- Они не редактировались и не обновлялись с даты, после которой организации необходимо выполнять требования второго раздела.
- Документы хранятся в специальном разделе веб-сайта, четко обозначенном как архив.
- В настоящее время к ним не обращаются, с их помощью не получают доступ к услугам, а также не используют для участия в программах и мероприятиях, организуемых или проводимых органами местного самоуправления и правительствами штатов.
Подробнее об исключениях можно прочитать по ссылке
16. Что, в соответствии с новыми требованиями, должны предпринимать организации, если дело касается «архивных» публикаций в социальных сетях или исторических документов?
Ранее существовавшие публикации в социальных сетях не подпадают под действие новых требований. Любые публикации, сделанные до даты вступления новых требований второго раздела ADA в силу, не обязательно должны быть доступны или заархивированы.
Исторические цифровые документы также потенциально не подпадают под новые требования при условии, что они удовлетворяют всем пяти следующим критериям:
- Контент был создан до даты начала соблюдения правил, установленных для штата или органа местного самоуправления или он должен воспроизводить содержимое физических носителей (например, бумажных документов, аудиокассет, негативов фильмов, компакт-дисков), созданных до этой даты.
- Контент хранится только для ознакомления, в целях проведения исследований или ведения записей.
- Контент находится в архивном разделе.
- Он не менялся с момента его архивации.
- В настоящее время к контенту не обращаются, не получают с его помощью доступ к услугам, а кроме того, он не используется при участии в мероприятиях и программах органов власти штатов или местного самоуправления.
Что касается конкретно архивного веб-контента, важно знать, что контент, который не соответствует уровню 2А по WCAG 2.1, в случае, если человек с инвалидностью запросит к нему доступ, должен соответствовать требованиям доступности. О подобной ситуации можно прочитать более подробно.
17. Как второй раздел влияет на контент, предоставляемый третьими лицами и как затрагивает поставщиков? Кто несет ответственность за соблюдение требований раздела — органы власти или сторонний подрядчик?
Согласно данному разделу закона об американцах с инвалидностью, конечная ответственность за соблюдение требований возлагается на органы власти, даже если контент или услуги предоставляют сторонние поставщики. Вот как это работает в отношении стороннего контента и сторонних поставщиков.
Основная ответственность — на органах власти
В соответствии со вторым разделом ADA, органы власти несут ответственность за обеспечение того, чтобы весь общедоступный цифровой контент, включая контент, предоставляемый третьими лицами или управляемый ими, соответствовал стандартам доступности, таким как WCAG 2.1 (уровень 2А). Это означает, что по закону орган власти не может передавать свои обязательства сторонним подрядчикам.
Роль сторонних поставщиков
Сторонние поставщики считаются посредниками органа власти. Таким образом, хотя они играют важную роль в создании цифрового контента или его управлении, орган власти несет ответственность за соблюдение поставщиками требований к доступности.
Договорные обязательства
Органы власти должны включать четкие требования к доступности в договора с поставщиками. В контрактах должно:
- Требоваться соответствие стандартам, например, WCAG 2.1 (уровень 2А) или другим применимым стандартам доступности.
- Быть включено положения о мониторинге и проверке на предмет соответствия.
- Четко определены последствия несоблюдения требований, такие как задержка оплаты или требование устранить дефекты доступности.
Общая ответственность за несоблюдение требований: если поставщик не соблюдает стандарты доступности, ответственность по-прежнему лежит на органе власти штата или органе местного самоуправления. Однако в зависимости от условий договора поставщик также может столкнуться с юридическими или финансовыми последствиями.
18. Соответствуют ли оверлеи или виджеты, предлагающие быстрые решения проблем доступности требованиям второго раздела ADA?
Нет, подобные оверлеи или виджеты не соответствуют требованиям данного раздела. На самом деле, они часто создают новые препятствия и являются предметом судебных разбирательств. Ниже приведены ссылки на недавние материалы по этой теме. Примечание: все статьи на английском языке.
- FTC Order Requires Online Marketer to Pay $1 Million for Deceptive Claims that its AI Product Could Make Websites Compliant with Accessibility Guidelines
- Active Accessibility Compliant Against AccessiBe
- What’s Wrong with Quick-Fix Products for Digital Accessibility
19. Для обеспечения соответствия новым требованиям ADA, необходимо ли проведение аудита на доступность сторонними экспертами или подобные проверки (при условии прохождения надлежащего обучения) можно проводить самостоятельно?
Во втором разделе закона об американцах с инвалидностью четко не прописано, что аудит доступности должен проводиться сторонними экспертами. В случае прохождения сотрудниками должного обучения допускается проведение внутреннего аудита, однако, проверки, проводимые сторонними компаниями, повышают эффективность, тщательность и надежность подобных мероприятий.
Для проведения критически важных проверок доступности идеально подходит комбинация внутреннего и внешнего аудита. Сотрудники организации (хорошо разбирающиеся в стандартах WCAG 2.1 уровня 2А и способные использовать как автоматизированные инструменты, так и методы ручного тестирования цифровой доступности) могут проводить рутинные проверки доступности, в то время как периодические проверки, проводимые внешними экспертами в области цифровой доступности, подтверждают соответствие требованиям и выявляют пробелы, которые внутренняя команда специалистов может упустить.
Сторонние эксперты в области цифровой доступности обладают профессиональными знаниями и компетенциями, и могут дать объективную оценку соответствия тем или иным требованиям. Отчеты внешних специалистов могут подтвердить должную заинтересованность компании в повышении цифровой доступности, что может оказаться особенно полезным в случаях правовых претензий или подтверждения нормативного соответствия. Сторонние эксперты в области доступности могут предоставить полезные практические рекомендации, основанные на лучших методах и практиках в отрасли.
20. Какие существуют эффективные инструменты для тестирования цифровой доступности и обеспечения соответствия ее стандартам?
Ответ см. в первоисточнике
Источник: deque.com